Поселок
городского типа Царичанка является
одним из самых старых населенных пунктов
Днепропетровской области (в 2004 году
поселок отметил свое 400 -летие). Точно
известны имена основателей поселения
– это Гавриил Сало и Алексей Кочерга.
Как и многие другие населенные пункты,
он с самого начала был запорожским
зимовником. Название происходит от
одноименного урочища. Само же слово,
как пишет Л.И. Зелинская в книге «Топонимия
Днепропетровской области», происходит
от молдавского «царицина», позднее
видоизмененного в украинском языке на
«царина», что значит – поле. Однако
эти благодатные места были заселены
издревле. В урочище Параскина Гребля
обнаружено поселение эпохи неолита (IV
тыс. до н.э.). Археологи
произвели раскопки нескольких курганов
эпохи бронзы (III-II тыс. до н.э.)
Царичанка
известна ещё и тем, что главнокомандующий
российскими войсками фельдмаршал Миних
во время похода на Крым в 1735 г. разместил
здесь свою штаб-квартиру, где проводил
совещания с сечевыми старшинами и
атаманом Милашевичем.
Наиболее
крупные населенные пункты района –
Китайгород, Могилёв, Прядовка, Новоподкряж,
Ляшковка, Бабайковка.
История
этих земель уходит своими корнями во
времена Киевской Руси. Тогда эта
территория была в составе Переяславского
княжества, а в XIV – Литовского государства.
С XVII в. Приорелье входило в состав земель
Войска Запорожского Низового. Именно
в это время нынешняя территория района
стала активно заселяться. В 1677 г. Царичанка
упоминается как сотенное местечко
Полтавского полка. Эти данные приведены
в «Полтавских епархиальных ведомостях»
за 1882 г.
Китайгород
– одно из красивейших сел нашей области
с довольно загадочным названием. О его
происхождении краеведы имеют разные
мнения. Одни считают, что название
связано с обычаем поднимать красную
китайку над крепостью в случае приближения
врага. Другие настаивают на тюрском
происхождении слова. В татарском «китай»
означает «укрепление», а значит Китайгород
– укрепленный город, каковым он и был
на самом деле. Разветвленная система
укреплений состояла из трехрядных
валов.
Происхождение
названия горы Калитва, у которой стоит
Китайгород, связывают с тем, что до этих
мест дошли в 1395-1398 гг. литовские войска
под командованием князя Витовта.
Некоторые исследователи считают, что
именно в эти годы произошло первоначальное
заселение местности. Тогда литовцы
здесь потеснили татар. Однако гора
названа именно татарами как «литовский
город» ("calla”и "litva”). Первые же
письменные упоминания о городе встречаются
в семидесятых годах XVI в.
Жемчужиной
историко-культурного наследия не только
Днепропетровщины, но и всей Украины
является храмовый комплекс, построенный
в Китайгороде в середине XVIII под
патронатом сотника П.Е. Семенова. В 1754
г. была построена Успенская церковь,
в 1756 – церковь-звонница святой Варвары,
а уже в следующем году – Николаевская
церковь. Об
этом уникальном ансамбле следует сказать
особо не только потому, что он является
старейшим культовым сооружением на
территории Днепропетровской области,
но еще и потому, что ему нет аналогов на
Украине. По
мнению специалистов, ничего подобного
Успенской церкви нет во всем мире. Здесь
нашим предкам удалось синтезировать
достояние украинской, российской и
польской архитектур, и ныне это –
единственное связующее звено в эволюции
архитектуры.
Варваровская
церковь уникальна по-своему. Здесь в
одном сооружении органично сочетаются
несколько функций – культовое здание,
звонница и оборонная башня. В отечественной
архитектуре таких памятников больше
нет.
Николаевская
церковь – наиболее ранний и единственный
полностью сохраненный образчик
тетраконхового храма. Строили это
великолепие свои же украинские
мастера.
Кроме
Китайгородского комплекса, на территории
района находятся ещё свыше 120 памятников
археологии и 42 – истории и культуры. По
территории района проходила и до сих
пор сохранилась в некоторых местах
знаменитая украинская линия укреплений
протяженностью 400 км. Её остатки хорошо
видны у села Рудька, на горе Калитве, у
Царичанки, в селе Турово, на горе Кленовой
на границе с Полтавской областью. В
1845 г. здесь побывал Тарас Шевченко. Об
этих редутах он вспоминает в «Кобзаре»: Як
плакала за дітками старенька мати. Як
діточки на Орелі Лінію
копали… Великий
Кобзарь оставил пейзажные рисунки этого
живописного края. Три из них подписаны
художником собственноручно: «У
Василівці», «Стінка»
и «На Орелі». Материал
взят из книги "Очерки о приднепровье"(Старт
в третье тысячелетие). Издательство "
Проспект",2002.
|